joomla
Что такое классно-урочная система? E-mail

Что такое классно-урочная система?Что такое классно-урочная система?

 «И кто только придумал уроки?! Зачем нужно каждый день ходить в школу?!» – эти вопросы хоть раз задавал каждый школьник. 

А правда, кто и зачем?

 В большинстве современных школ применяется классно-урочная система обучения.

Вот ее особенности:

- весь учебный процесс разделён на уроки – одинаковые отрезки времени (обычно по 45 минут)

- на каждом уроке изучается только один предмет;

- уроки проводятся в классах – группах детей примерно одинакового возраста и уровня подготовленности;

- обучение заранее планируется, поэтому учитель уже на первом уроке знает, чему он должен научить детей к концу учебного года (для этого каждый учитель составляет учебно-методический комплекс);

- занятия проводятся по расписанию, в котором уроки чередуются с переменами на отдых;

- учебный год, каждая четверть и каникулы начинаются для всех учеников класса в один и тот же день;

- на каждом уроке учитель организует для школьников разные виды учебной работы, стараясь, чтобы слушание чередовалось с письмом и чтением, а изучение теории – с практическими действиями, чтобы дети не только выполняли готовые правила, но и учились находить решения самостоятельно.

- ученику не понадобится репетитор.

 

Классно-урочная система позволяет одному учителю одновременно обучать целый класс. Если нарушить хоть одно из её правил, то в школе сразу начнётся неразбериха. (Вспомните хотя бы, какие неудобства доставляет ученикам и педагогам внезапное изменение расписания уроков!)

Сегодня трудно поверить, что три с половиной века назад такая неразбериха царила в большинстве школ Европы. Представьте себе, как это происходило. Вместе занимались и семилетние дети, и великовозрастные ученики. При этом одновременно кто-то только учился писать буквы, кто-то бубнил себе под нос, «зазубривая» текст, кто-то решал задачу по арифметике, а кто-то громко отвечал урок. Занятия продолжались столько, сколько хотелось учителю. Учителя не отвечали за результаты обучения, и вину за свои неудачи «сваливали» на учеников.

В таких условиях обучиться могли только самые способные и трудолюбивые дети!

 

Классно-урочная система была изобретена в середине семнадцатого века. Её придумал и начал применять знаменитый чешский педагог и общественный деятель Ян Амос Коменский (1592-1670).

Коменский жил и работал не только в родной Чехии, но и в Польше, в Венгрии, в Голландии. Он написал книги об организации обучения (его самый известный труд – «Великая Дидактика»), составил несколько школьных учебников. Благодаря этому классно-урочная система стала известна во многих европейских странах.

 

Классно-урочная система существует уже 350 лет. И современная массовая школа до сих пор от неё не отказывается. Почему? Ответ прост: она самая дешёвая из хороших и самая хорошая из дешёвых.

Конечно, и у неё есть недостатки.

  

Главный недостаток – ориентированность на среднего ученика – такого, каких подавляющее большинство. На уроке весь класс работает в едином темпе. В результате менее способный ребёнок не успевает за всеми, отставая всё больше и больше. А одарённый ученик выполнит задания быстрее, и остальное время будет бездельничать, его способности не будут развиваться, и постепенно он станет «как все».

Чтобы этого не случилось, современные учителя работают не только со «средними» учениками, но и с теми, для кого средний темп неудобен. Для них даются индивидуальные задания, составленные с учётом их способностей. 

 

С уважением Алексей

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить