joomla
Почему дети не хотят учиться в школе? E-mail

Почему дети не хотят учиться в школе?Почему дети не хотят учиться в школе?

В наше время все чаще и чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько лет не ходят в школу.
И совсем не потому, что у них трудное детство, нет возможности или условий.

Как раз родители таких детей очень хотят, чтобы дети учились, понимали математику, занимались физкультурой, любили труд и пение. Для этого они создают все условия, чтобы детки могли заниматься, но дорогие дети сначала делают вид, что уходят в школу, но туда не доходят, а потом, когда обман раскрывается, вообще перестают даже делать вид, что учатся.

Что они делают дома? А ничего, с точки зрения своих родителей, даже посуду за собой помыть не могут. Смотрят телевизор, слушают музыку, играют с домашними животными, иногда ходят погулять, но какого-либо дела, которым они были бы увлечены, не существует. Видимых причин, чтобы не учиться, тоже нет: умственные способности нормальные, отношения с одноклассниками хорошие.

На уговоры родителей пойти в школу реагируют вопросом: «А зачем?».

Многих пап и мам такой вопрос ставит в тупик, что они только ни делают: пытаются говорить по душам, переводят в другую школу, наказывают физически, лишают карманных денег и удовольствий, нанимают репетиторов, перестают разговаривать, а результат — напряженные отношения в семье и еще более замкнутый в себе ребенок.

«Что делать?» — главный вопрос таких родителей.

Но прежде, давайте попробуем разобраться, «почему?» 

Cherchez la femme!   Шерше ля фам! - что в переводе с французского означает - Ищите женщину!. Как раз причина во всех "почему?" в простом слове женского рода — виной всему лень! Но не надо смотреть на это явление, как на ерунду. На деле, лень — очень серьезная причина, и бывает она разная.

 

Что такое лень?

В словаре Ожегова: «лень» - это «отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью»,

В словаре у Даля:  «лень» - «неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, к тунеядству».

Для большинства людей лень - это что-то нехорошее, заслуживающее презрения, или просто блажь, к которой не надо относиться серьезно. И бороться с ней очень просто: надо себя заставить. Но в том-то и дело, что, когда лень, то и заставить себя лень. Получается замкнутый круг.
В психологии под ленью чаще всего понимают отсутствие мотивации. Проще говоря, смысла ходить в школу нет, нет интереса, нет стимула. Вот дети и спрашивают родителей: «А зачем?»

И что вы, дорогие родители, отвечаете?

 

Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д. А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами.

Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям. Если ребенку 10-12 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно).

Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово. А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было «овладевать знаниями и навыками».

В садике, когда формируется интерес к познанию и творчеству, он делал на занятиях то, что было определено воспитателем, и только тогда, когда это было определено воспитателем. А совсем не то, что хотела его душа, и что ему было в данный момент интересно. Возможно, дома с его интересами тоже не часто считались: попытка самостоятельно починить телевизор или пожарить яичницу, а тем более устроить мастерскую из старого хлама вызывала часто бурное недовольство или молчаливое осуждение родителей.

Почему дети не хотят учиться в школе?

А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором.

Многие могут возразить: «Что же, выходит, все надо делать только с интересом, только с удовольствием? Ведь временами надо и напрячься, и сделать через силу». Да, конечно, напрячься иногда необходимо, но только иногда, потому что, если напрягаться постоянно, то можно плавно впасть в депрессию и потерять интерес вообще к чему-либо, даже телевизору.

Наверное, есть еще много разных доводов у родителей, но, когда все слова сказаны, начинаются репрессии, то есть родители переходят от позитивной мотивации к негативным стимулам. Причем родители, помня себя в детстве, знают, что на них эти методы действовали хорошо, но мы — другие родители, чем наши папы и мамы, а наши дети — другие дети.
Угрозы не пустить гулять? А он поворачивается и уходит. Не дали денег? Так он сам взял или украл, а будете сильно «доставать», так и вообще уйдет из дома. В общем, чем сильнее давят родители, тем больше и больше пропасть между ними и ребенком. В ответ на физическую расправу современный ребенок говорит: «В суд подам, право не имеешь меня бить». И, в общем-то, он прав.


Но существует еще один важный аспект лени. Отсутствие мотивации (лень) может быть и от усталости, глобальной хронической усталости.

Усталость бывает физическая, интеллектуальная и эмоциональная.

Проще всего с физической: поспал, полежал, расслабился, и опять готов бежать, делать, желать. При здоровом сне, нормальном питании и умеренных физических нагрузках человек быстро приходит в норму. Но наши дети чаще страдают не от физических, а от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Родителям очень хочется, чтобы ребенок был лучшим, чтобы он многого достиг, да и ребенок тоже бывает честолюбив. Его отдают в школу с максимальной нагрузкой, но не каждый ученик обладает такими интеллектуальными способностями, чтобы освоить самую сложную и объемную программу. И совсем не потому, что он глуп, просто у нас у всех разный объем памяти, разные скорости мыслительных процессов и т.д.
И это надо просто принять. Как мы принимаем рост, цвет глаз или волос. Не стоит насиловать природу, ведь тогда к интеллектуальной перегрузке добавляется постоянное эмоциональное напряжение. «Я не успешный, не оправдываю ожиданий родителей, другие лучше меня» — высокие амбиции плюс низкая самооценка, и тут появляется ощущение, что таким, какой я есть, меня не любят, а значит, я плохой.
И происходит душевный срыв: ребенок уже ничего не может запомнить, не в состоянии сделать даже самые элементарные задания, теряет интерес ко всему и перестает что-либо делать вообще. Накопленной усталости так много, что даже недели безделья не хватит, чтобы до конца отдохнуть. А дальше все как снежный ком, и главное — появляется страх неуспешности, страх ошибки, страх не оправдать ожидания.

 

Если вы не хотите потерять душевное здоровье своего ребенка, то как можно скорее снимите с него безумные нагрузки, примите тот факт, что нет в нем сверх способностей. Он талантливый, уникальный, неповторимый, он может быть успешен, реализован, и может прожить счастливую жизнь, но не ставьте для него сверхзадач. Переведите его в школу с менее жесткой системой обучения.
Не надо забывать, что проблема также может быть вовсе не в усталости или лени, а во взаимоотношениях с учителями или одноклассниками, а, может быть, и с вами, дорогие родители. И то, что ваше чадо не ходит в школу, — это протест. Если самим не удается разобраться в этих сложностях, то не тяните время — идите к хорошему психологу. Особенно, если вы заметили, что у вашего сына или дочери заниженная самооценка, нет веры в свои силы или он относится к себе, как к «плохому».
Итак, что же делать, если проблем с общением в школе нет, и ребенок не учится именно потому, что ему неинтересно?
Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать.

Постарайтесь, чтобы между вами была душевная близость, и перестаньте обсуждать эту проблему с соседями и знакомыми по телефону.
Помочь ребенку осознать, что у него есть проблема, и что ему нужна помощь. Если он готов идти к психологу, — ведите, но не заставляйте, не шантажируйте.
Разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов?

 

Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. И главное, чтобы родители вдвоем занимались делом, с любовью в глазах, с азартом в душе.

И не навязывайте сыну или дочери того, что интересно вам, и пусть он видит, слышит и чувствует вашу увлеченность. Только это должно быть очень искренне.

Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, даже не очень серьезное на ваш взгляд, не торопитесь говорить «нет», подсмеиваться, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.

Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения.

Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению.

Помните, ваш ребенок такой же, как и вы полноправный, свободный человек.

 

С уважением Алексей

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить